Главная > Всі новини > СПАСЕТ ЛИ УКРАИНУ УВОЛЬНЕНИЕ ЧИНОВНИКОВ- МИЗРАХ ИГОРЬ

СПАСЕТ ЛИ УКРАИНУ УВОЛЬНЕНИЕ ЧИНОВНИКОВ- МИЗРАХ ИГОРЬ

Вердикт проекту сокращения государственного аппарата можно вынести одним предложением или абзацем. Однако, мой обзор будет объемней и обстоятельней сразу по нескольким причинам.

Во-первых, это первый анализ, который мне заказали с начала большой войны, что само по себе делает задание важным и обязательным для исполнения. Во-вторых,Украина стала кандидатом ЕС, что придает новый смысл каждому правительственному постановлению изаконопроекту. А в-третьих (и это главное) боевые действия и связанные с ними процессы продолжают разрушать неокрепшее украинское государство, и представленный Минцифрой проект закона это, по своей сути, не что иное, как  еще одна составляющая украинской стойкости. 

Перечисленные причины  не в состоянии изменить моего взгляда на предложенный документ, но они требуют отнестись к анализу без иронии и черного юмора, который до войны спасал нас от депрессии при взгляде на Родину и ее руководство.

Итак, государство намерено сократить количество чиновников чуть ли не вдвое, и делает это вынужденно и сознательно. Доходы госбюджета воюющей страны покрывают менее трети расходов, а помощь союзников и международных финансовых организаций недостаточна и слишком нерегулярна, чтобы предотвратить бюджетный дефицит. 

Одной из статей экономии Банковая и Кабмин намерены сделать сокращение государственного аппарата.

С одной стороны, решение верное и своевременное. В стране около 200 тысяч чиновников (с учетом вакантных должностей, около 170 тысяч) и это чудовищная цифра, требующая радикального пересмотра в сторону уменьшения. 

С другой, увольнение чиновников ради того, чтобы сэкономить на их зарплате, это нелепый в своей советской отсталости шаг. Реформы должны повышать эффективность государственной машины в разы и на порядки, а, исходя из предложенной арифметической логики, можно и следует сократить не половину, а две трети или девять десятых государственных служащих и отчитаться о финансовом эффекте преобразований.

Вероятно, увеличить КПД чиновничьей деятельности призвано очередное объединение ряда министерств. 

Планируется объединить Министерство реинтеграции временно оккупированных территорий и Министерство инфраструктуры, Минэкономики и Минагрополитики, Минэнергетики и Минэкологии.  

Нельзя не отметить причудливых названий, которые призывают дать обновленным министерствам страны. Я дал себе слово, что поздравлю Александра Ткаченко бутылкой хорошего коньяка, если он станет Министром развития человеческого капитала (именно так предлагают назвать преобразованное ведомство авторы проекта).

Подобные трансформации не вызывают оптимизма. Министерства Украины уже не раз объединяли и переименовывали, и это никак не отразилось на качестве их работы. 

Любые перестановки без изменения базовых принципов и походов к управлению лишены смысла и перспектив, а разработанный Минцифрой законопроект ничего не говорит об изменении правил, традиций и приоритетов в работе министерств.

Внедрять подобные реформы это все равно, что менять местами узлы и агрегаты под капотом старенькой «Таврии» в надежде, что от этого она начнет ездить, как «Ауди» или «Лексус».

Другие ведомственные сдвиги отличаются от министерских реформ количеством служащих, которые будут уволены. Секретариат Кабмина, например, заменит Центр правительства, который будет отвечать за бухгалтерию, управление персоналом и финансами, юридическоеобеспечение, ІТ-сектор и безопасность во всех министерствах.

Централизация этих служб позволит сократить штат центральных аппаратов министерств с 9,2 тыс. до 2,7 тыс. человек, а число работников их территориальных органов снизить с 15 тысяч до 9 тысяч.

Штаты Налоговой службы, Пенсионного фонда, и Госстата, насчитывающие сейчас 13 тысяч служащих центральных аппаратов и 80 тысяч в регионах, сократятся до 4,3 тыс. и менее 40 тысяч соответственно.

Цифры звучат впечатляюще, но сами по себе не обещают,ни улучшения, ни системного пересмотра методов работы руководящих ведомств.

В этой связи я вспоминаю пример Министерства Культуры одной большой европейской страны, которое состоит из 4-х человек, министра, его заместителя, секретаря и охранника. Функцией главы ведомства является переписка с зарубежными коллегами, присутствие на премьерах и выставках и торжественное вручение премий, а культурное поле страны живет и стремительно развивается, следуя трендам эпохи и законам рынка.

Не следует ли нашим руководящим особам начать с того же, увеличивая штат лишь в случае потребности в специалисте, эффективно выполняющем возложенную на него конкретную функцию?

Чиновника нужно не увольнять за низкую продуктивность труда, а нанимать только в случае острой потребности в его знаниях и навыках, это придаст работе ведомств страны новое качество и избавит государство от необходимости проводить масштабные кадровые реформы.

В нынешнем же виде все описанные трансформации больше всего похожи на горбачевскую перестройку с ее робкой демократией, половинчатой свободой и плановым рынком. 

Что касается непосредственно финансовой составляющейзаконопроекта, то он сомнителен. С одной стороны, его авторы подсчитали, что увольнение чиновников позволит ежегодно экономить от 12 до 15 миллиардов гривен.

С другой, откровенно сообщают, что «реализация реформы позволит сократить половину чиновников, однако расходы на их содержание пропорционально не уменьшатся, поскольку, чтобы мотивировать госслужащих работать более эффективно, им придется платить рыночные зарплаты».

Эта не новая, но упорно насаждаемая населению сентенция не вызывает ничего, кроме ярости. Рыночные зарплаты хотят получать хирурги и учителя страны, ее грузчики и машинисты, ученые и полицейские.

Вместо этого им предлагается стимулировать чиновников, из-за воровства и бездарности которых Украина стала нищенкой Европы и встретила войну во многих отношениях неподготовленной.

Героическая украинская нация слишком долго была заложницей преступлений и ошибок власти, чтобы ей верить. Люди не забыли и не простили миллионных «официальных» зарплат руководителей Нефтегаза,Укрпочты и Укзализныци, ставших унизительной насмешкой и издевательством над миллионами украинцев.

Впрочем, спорить о финансовой эффективности законопроекта нелепо, поскольку ее невозможно подсчитать и оценить. Отчетность Государственного казначейства по прежнему недоступна для публичного просмотра, и этот факт придает любому анализу предложенных реформ законченный вид.

Замкнутая кулуарная структура управления, сделавшаякоррупцию, нелегальные схемы и обслуживание интересов олигархических групп основой своей деятельности, меняет вывески в надежде выжить, а нам предлагается увидеть в этой имитации спасительные ростки новой жизни.

Совершенно очевидно, что предложенное косметической переформатирование правительства не придаст его работе нужную стремительность и не поможет Кабмину уверенней реагировать на созданные войной вызовы.

Базовая причина неудачи любых реформ руководства в нашей стране заключается, прежде всего, в методах контроля и оценки работы чиновников. Качество вращения педалей определяется не капитаном команды или старшим тренером, а результатами заезда, и пока основой стимуляции госслужащих будут личные симпатии и кулуарные интересы, мы обречены жить в УССР_2, сменившей вывески и названия улиц.

Впрочем, заканчивать анализ приговором нет причин. Большая война подарила нам поколение героев, которое не допустит, чтобы победившая Родина жила по лекалам постоветского прошлого и, выиграв войну, возглавит все ключевые процессы.

Новой генерации лидеров угодны любые, даже самыебессмысленные, попытки реформ, поскольку они наглядно демонстрируют невозможность оживления мертвых структур и подчеркивают необходимость коренных изменений.

К приходу во власть новой силы следует относиться серьезно. В истории ряда стран были периоды, когда важнейшими отраслями и направлениями их развития руководили проверенные испытаниями патриоты без специальных знаний, и стремительные достижения этих государств навсегда вошли в новейшую историю человечества.

Вторым ключевым аргументом в пользу попыток властиявляется статус кандидата в ЕС, придающий всему происходящему новый смысл. Говоря образно, министрам и чиновникам Европы не полагаются трехколесные велосипеды, а на двухколесном нежелание крутить педали карается быстрым падением и выбыванием из процесса.

Украину попросту не допустят к мировому соревнованию, пока она не усвоит общих правил игры, прозрачных, обязательных и не имеющих ничего общего с имитирующими прогресс переименованиями ведомств, — пишет Игорь Мизрах